RSS RSS

< < Перейти на главную< < Войти на сайт< < Поиск по сайту
Космический корабль Шаттл - Разработка и испытания
Автор: fos   
(5 Голосов)
Индекс материала
Космический корабль Шаттл
Suttle - Устройство и эксплуатация
Suttle - Разработка и испытания
Все страницы

 

 

Разработка и испытания


Вскоре после начала разработки инженеры НАСА и подрядных фирм столкнулись с трудностями. Разработка основных ЖРД орбитального корабля оказалась более сложной, чем предполагалось, потому что они должны были работать при значительно более высоких (на порядок) давлениях и в три раза более высоких скоростях вращения турбины, чем двигатели J-2, использовавшиеся на ракете «Сатурн-5» в программе «Аполлон». Взрывы, вызванные прогарами и отказами подшипников, повредили или разрушили несколько двигателей.


Особенно большие проблемы возникли с тепловой защитой. Теплозащитные плитки оказались более хрупкими, чем ожидалось, и их часто неправильно приклеивали их к алюминиевому фюзеляжу орбитального корабля. Кроме того, расчетные нагрузки постоянно менялись. Эти и другие проблемы задержали первый полет «Шаттла», который планировался на 1977, а состоялся лишь в 1981.
НАСА сначала планировало построить пять летных орбитальных кораблей: два опытно-конструкторских и три штатных. Из-за бюджетных ограничений строительство пятого корабля было отменено. Руководство НАСА также решило, что переделка корабля «Энтерпрайз» для космических полетов после изменений, внесенных в конструкцию корабля «Колумбия», обойдется слишком дорого. Оно также решило переделать образец для прочностных испытаний в «Челленджер». Два штатных корабля были названы «Дискавери» и «Атлантис».


В серии из пяти летных испытаний (1977) две команды космонавтов стартовали на корабле «Энтерпрайз» с борта реактивного транспортного самолета «Боинг-747», а затем совершали планирующий полет и посадку, имитируя возвращение из космоса. В ходе наземных динамических испытаний в 1978 «Энтерпрайз» дооборудовали, а затем провели вибрационные и статические испытания. Программа всесторонних испытаний корабля, его блоков и агрегатов завершилась 20 февраля 1981 20-секундным пробным включением на стартовом столе в КЦК основных двигателей первого экземпляра «Шаттла» (корабль «Колумбия», твердотопливные ускорители и топливный блок), подготовленного для космического полета.


Орбитальные летные испытания.
Было проведено четыре орбитальных летных испытания (12;14 апреля и 12;14 ноября 1981, и 22;30 марта и 27 июня ; 4 июля 1982), во время которых экипаж из двух человек проверял «Колумбию» во всех режимах программы штатного полета.
Полезным грузом в первом полете было измерительное оборудование, которое использовалось для сбора данных о поведении корабля в полете. Наиболее существенной неполадкой в этом полете была потеря нескольких теплозащитных плиток на гондолах двух двигателей в хвостовой части корабля. Повреждение плиток было вызвано ударными волнами, образующимися при полете со сверхзвуковой скоростью на участке выведения. При возвращении на Землю ни одна плитка не была потеряна. Послеполетный анализ показал, что динамические нагрузки при включении ускорителей были больше расчетных, что привело к некоторой деформации корпуса «Колумбии». Чтобы избежать этого в дальнейшем, было принято решение покрыть поверхность газоходов стартового стола слоем льда, который поглощал бы энергию ударной волны.


Полезный груз второго запуска (приборы для наблюдения Земли, которые включали радар, предназначенный для получения детального изображения поверхности, датчики загрязнения воздуха и другие приборы) был выбран заранее, потому что цель полета состояла в проверке «Колумбии» в условиях, когда полезный груз длительное время ориентирован на Землю. Во время полета один топливный элемент засорился и вышел из строя. Чтобы избежать риска выхода из строя второго элемента и спуска с одним исправным, руководители полета сократили продолжительность полета с пяти до двух суток. Однако большинство задач было выполнено, включая первое испытание манипулятора.


Во время третьего полета космонавты работали с комплектом приборов наблюдения Солнца и измерения параметров космической среды, а специалисты на Земле проводили измерения температуры «Колумбии» в условиях интенсивных утечек тепла.
Во время четвертого полета «Колумбия» впервые несла секретный полезный груз министерства обороны; инфракрасный телескоп для изучения верхней атмосферы применительно к проектам разработки противоракетной обороны. Хотя не удалось открыть защитную крышку телескопа, в остальном полет прошел нормально. После приземления «Колумбии» (в первый раз на бетонную посадочную полосу авиабазы Эдвардс) космическая транспортная система «Шаттл» была объявлена принятой в эксплуатацию.


Эксплуатация «Челленджера» ; второго летного образца «Шаттла»; началась полетом 18;24 июня 1983, затем последовали «Дискавери» (30 августа  5 сентября 1984) и «Атлантис» (7 октября 1985).
Верхние ступени.
В середине 1970-х годов ВВС США планировали создание двухступенчатого орбитального блока (впоследствии названного инерциальной верхней ступенью, IUS) для выведения спутников массой до 2300 кг с орбиты «Шаттла» на геостационарную орбиту высотой 35 900 км и его трехступенчатой модификации для выведения космических зондов НАСА с «Шаттла» на межпланетные траектории. Проблемы с разработкой IUS вынудили НАСА в начале 1980-х годов рассмотреть возможность использования вместо него модифицированной верхней ступени «Центавр». Поскольку конструкция IUS оказалась слишком громоздкой и дорогостоящей для большинства выводимых на геостационарную орбиту спутников, фирма «Макдоннелл; Дуглас» разработала специальный модуль, который представлял собой раму с поворотным столом для раскрутки и последующего выбрасывания спутников. После этого небольшой ракетный двигатель и собственные двигатели спутника могли бы выводить его на геостационарную орбиту.


Катастрофа «Челленджера» и ее последствия.
Уже было осуществлено 24 успешных полета кораблей «Шаттл», когда 28 января 1986 произошла трагедия: корабль «Челленджер» разрушился во время 25-го запуска. Все семь членов экипажа ; Ф.Скоби, М.Смит, Ю.Резник, Р.Макнейр, Э.Онизука, Г.Джарвис и К.Маколиф ; погибли. Как установила президентская комиссия под председательством государственного секретаря У.Роджерса, катастрофа произошла из-за недостаточно надежной конструкции соединения сегментов в твердотопливном ракетном ускорителе и стиля руководства в центре космических полетов им. Маршалла (Хантсвилл, шт. Алабама), который отвечает за двигательные установки.


Конструкции всех космических летательных аппаратов обладают определенной гибкостью, поскольку абсолютно жесткая конструкция при таких нагрузках обязательно сломается. Как отмечалось выше, «Шаттл» (включая ускорители) изгибается при запуске двигателей. Специалисты отмечали, что при изгибе газообразные продукты сгорания в твердотопливном ускорителе прорываются через соединение заднего и центрального заднего сегментов. В большинстве полетов это соединение с двумя уплотняющими кольцами самоуплотнялось. Хотя ситуация с прорывом газов повторялась, казалось, что проблема не угрожает безопасности полетов. В то же время стиль руководства центра им. Маршалла не поощрял персонал сообщать о возникающих проблемах, поэтому специалисты описывали их уклончиво или осторожно, затушевывая потенциальную опасность.


В ночь перед запуском «Челленджера» над космодромом разразилась ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Когда ускорители «Челленджера» изогнулись при запуске, уплотняющие кольца оказались недостаточно эластичными, и образовалась постоянная щель, через которую прорвались продукты сгорания. Язык пламени достиг одной из распорок, фиксирующих ускоритель. В момент Т +79 с, вскоре после того как «Челленджер» прошел точку максимального динамического давления, распорка прогорела, ускоритель повернулся, прорвал днище водородного бака топливного блока и повредил кислородный бак. Огромный топливный блок мгновенно взорвался, «Челленджер» разгерметизировался, и его экипаж погиб от удушья за несколько секунд, в течение которых запас воздуха вышел из корабля. По иронии судьбы, твердотопливные ускорители, которые стали причиной катастрофы, имея собственную систему наведения, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.


При расследовании катастрофы инженеры НАСА обнаружили еще несколько проблем, которые в конце концов могли привести к неприятностям, поэтому остальные «Шаттлы» были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.


Первым полетом после катастрофы «Челленджера» был запуск «Дискавери» (29 сентября; 3 октября 1988), однако в программу полетов были внесены некоторые изменения. Руководство НАСА признало космические полеты слишком рискованными для обычных граждан. Оно также решило, что выведение большого топливного блока с жидкими водородом и кислородом слишком рискованно, и отменило создание совместимой с «Шаттлом» ракеты «Центавр».
К 1995 было выполнено в два раза больше полетов после трагедии с «Шаттлом», чем до нее. Доработки конструкции, проведенные в середине 1990-х годов, включали создание нового более безопасного высоконапорного ТНА окислителя для основных двигателей и использование таких же, как у современных авиалайнеров, компьютерных дисплеев на летной палубе. Вместо «Челленджера» был построен новый корабль «Эндевор», при строительстве которого использовались заранее приготовленные на случай аварии запасные модули. Эксплуатация нового корабля началась полетом ;16 мая 1992.


НАСА так и не достигло своей первоначальной цели ; быстрой оборачиваемости кораблей и уменьшения стоимости выведения с помощью системы «Шаттл». Критики заявляют, что каждый полет «Шаттла» обходится в 1 млрд. долл., если учитывать стоимость наземного обеспечения полетов, и что автоматические системы могут выполнить большинство ее задач. Сторонники заявляют, что только присутствие человека привлекает общественное внимание к космической деятельности, позволяет проводить широкую программу научных экспериментов и ремонт спутников и что полученный опыт является бесценным для проведения экспериментов и другой деятельности, которая будет проводиться на международной космической станции (МКС).

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЕ «Спейслэб».
Когда надежды на возможность строительства после «Скайлэба» новой космической станции окончательно растаяли в начале 1970-х годов, НАСА стало рассматривать варианты использования «Шаттла» в качестве космической лаборатории на орбите. Первые разработки были направлены на создание научно-технологического модуля, который должен был представлять собой герметичную лабораторию внутри грузового отсека. В 1973 Европейское космическое агентство приступило к разработке лабораторного комплекса, который теперь известен как «Спейслэб»,; объединение герметичного модуля, открытой платформы и другого оборудования для проведения экспериментов в материаловедении, медико-биологических исследованиях, астрономии, физике атмосферы и других научных дисциплинах.


В полетах могли использоваться модуль, платформа или их комбинация. Каждая секция модуля имеет 4 м в диаметре и 3 м в высоту. Внутри модуля с каждой стороны наверху располагаются стойки для приборов и шкафы для хранения материалов, а внизу; отсеки для оборудования. Переходный тоннель со шлюзовой камерой соединяет модуль и кабину экипажа корабля.
Платформа представляет собой открытую U-образную конструкцию также диаметром 4 м и высотой 3 м. На ней располагаются телескопы и другие инструменты, направленные в открытый космос. Кроме того, имеется система наведения приборов на звезды или Солнце.
Другие экспериментальные возможности.


Менее дорогостоящие средства проведения научных исследований на борту «Шаттла» могут быть размещены на средней палубе внутри одного или нескольких ящиков, размером не больше «дипломата», который помещается под самолетным креслом. Ряд фундаментальных экспериментов в области материаловедения (в частности, изучение роста кристаллов протеина) был проведен на аппаратуре, размещенной в столь малом объеме. Небольшие по размерам приборы для проведения экспериментов, общей массой до 90 кг, устанавливаются в контейнерах по периметру грузового отсека.
Ремонт спутников.


Одним из основных обоснований необходимости создания космической транспортной системы «Шаттл» была возможность проведения ремонта и обслуживания спутников, которые до этого прекращали функционировать из-за отказа какой-нибудь простейшей детали. Два удобных случая продемонстрировать возможности «Шаттла» в отношении ремонта представились в связи с научным спутником для изучения солнечной активности (Solar Max) и космическим телескопом им. Хаббла (запущенных в 1980 и 1990 соответственно), которые были спроектированы в блочном исполнении, т.е. наиболее важные системы были объединены в легко заменяемые модули. Полет для ремонта спутника Solar Max («Челленджер»,;13 апреля 1984) предусматривал захват спутника манипулятором, помещение его в грузовой отсек, замену вышедшей из строя системы ориентации и неисправных элементов электронного оборудования в модуле телескопа и возвращение спутника на орбиту для дальнейшей эксплуатации.


В полете для ремонта телескопа («Эндевор», 2;13 декабря 1993) возникла необходимость, когда ученые вскоре после запуска обнаружили, что при шлифовке главного зеркала телескопа ему была придана неправильная форма. Задачами полета были: 1) замена высокоскоростного фотометра; 2) замена широкоугольной и планетной фотокамеры улучшенной запасной моделью, имеющей собственные корректирующие зеркала; 3) замена солнечных батарей, компьютера и некоторых других элементов. При проведении ремонтных работ четыре космонавта, работая попарно, провели в открытом космосе около пяти суток. Объем этих работ стал испытанием для разрабатываемой космической станции, которая, по расчетам специалистов НАСА, потребует многих часов работы в открытом космосе для сборки и обслуживания. Большой объем тренировок в гидробассейне позволил космонавтам хорошо подготовиться к проведению ремонта телескопа в космосе, и ремонт прошел в полном соответствии с планом.


РАЗРАБОТКА МНОГОРАЗОВЫХ КОРАБЛЕЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ. Некоторые другие страны, кроме США, разрабатывали собственные многоразовые корабли, однако только Советский Союз был близок к цели.
Советский многоразовый корабль, который начал разрабатываться в середине 1970-х годов, имел некоторые принципиальные отличия от американского. Вместо двух твердотопливных ускорителей на нем использовались четыре мощных ЖРД. Конструкторы расположили основные двигатели в спасаемой гондоле в донной части внешнего топливного блока; на орбитальном корабле располагались только двигатели системы маневрирования. Во всех других отношениях советский многоразовый корабль, который получил название «Буран», практически не отличался от американского «Шаттла». «Буран» совершил только один беспилотный полет 15 ноября 1988. Он сделал три витка и приземлился недалеко от стартовой площадки на космодроме Байконур в Казахской ССР. Других полетов не было из-за серьезных проблем в разработке надежной компьютерной системы управления (единственная причина, по которой первый полет проводился без экипажа). Программа была прекращена из-за недостатка финансирования.


Европейское космическое агентство в середине 1980-х годов начало работу над проектом многоразового корабля «Гермес», который должен был выводить четырех космонавтов и небольшой полезный груз на околоземную орбиту и возвращать обратно. По мере разработки корабля стоимость проекта быстро увеличивалась, и его размеры были уменьшены до размеров транспортного корабля типа «Аполлон»; тем не менее в 1994 проект был закрыт. Национальное Агентство космических исследований Японии в 1980-х годах начало работу по проекту экспериментального орбитального самолета HOPE, который должен был разгоняться ракетой H-2. HOPE на первом этапе должен был эксплуатироваться как беспилотный грузовой корабль, а затем трансформироваться в пилотируемый вариант. В 1980-х годах Великобритания разрабатывала аппарат горизонтального взлета и посадки (HOTOL), который мог эксплуатироваться в пилотируемом и беспилотном вариантах. Этот проект, как и «Гермес», был закрыт на начальных этапах разработки из-за ожидаемых чрезмерно больших затрат.



 

Комментарии  

 
0 #44 Constance 16.01.2018 17:38
Tamil nadu girls sex videos. Free Mature Indian Porn. Gyno bdsm porn.

Also visit my web site https://3gpjizz.mobi: https://3gpjizz.mobi/
Цитировать
 
 
0 #43 Dulcie 15.01.2018 09:35
Twin sister blowjob. Extreem blow job. Free girls swallowing cum.


my web blog - https://3gpjizz.mobi/: https://3gpjizz.mobi/
Цитировать
 
 
0 #42 Alejandro 14.01.2018 09:04
Have you ever thought about publishing an e-book or guest authoring on other websites?
I have a blog centered on the same information you discuss and would love to have
you share some stories/information. I know my viewers would appreciate your
work. If you are even remotely interested, feel free to send me an e-mail.



My web page: la dieta del metabolismo acelerado haylie pdf gratis: http://specadieta.com/
Цитировать
 
 
0 #41 Sheri 07.01.2018 11:47
It's in fact very difficult in this busy life to listen news on Television,
so I only use world wide web for that purpose, and take the hottest information.

Look at my weblog: specadieta.com: http://specadieta.com/
Цитировать
 
 
0 #40 Julissa 06.01.2018 08:17
Hi there just wanted to give you a quick heads up.
The text in your article seem to be running off
the screen in Ie. I'm not sure if this is a format issue or something to do with browser compatibility but I figured I'd post to
let you know. The style and design look great though!
Hope you get the problem resolved soon. Cheers

Here is my page ... specadieta.com: http://specadieta.com/
Цитировать
 
 
0 #39 Alisha 22.11.2017 18:13
I am really grateful to the holder of this web site who has shared this impressive
post at at this place.

my website :: индезит стиральная
машина 4105 инструкция: https://Storify.com/gatecenro1962/indezit-stiralnaya-mashina-4105-instrukciya
Цитировать
 
 
0 #38 Gudrun 19.11.2017 21:40
What i do not understood is in truth how you're no longer actually much more well-favored
than you may be now. You're very intelligent. You know therefore
significantly in the case of this topic, produced me individually consider it from a lot
of various angles. Its like women and men don't seem to be fascinated
until it's one thing to accomplish with Lady gaga!
Your individual stuffs nice. Always deal with it up!


Also visit my blog post Порядок составления оборотно (http://3tuqhfjcs65.gmail.Appstou.xyz/: http://3tuqhfjcs65.gmail.Appstou.xyz/)
Цитировать
 
 
0 #37 Robert 09.11.2017 05:47
Terrific post however , I was wanting to know if you
could write a litte more on this subject? I'd be very thankful if you could elaborate
a little bit more. Kudos!

Also visit my website ... Eliza (Eliza: http://m.mystarfire.com/?url=http://71a7nqy6.transmit.appstou.xyz/news/skachat-albom-salam-maslam-vendetta/vk/)
Цитировать
 
 
0 #36 Jesenia 08.11.2017 14:20
Hello there, I found your web site by way of Google whilst looking
for a comparable topic, your site came up, it appears to be
like good. I have bookmarked it in my google bookmarks.

Hello there, just was aware of your weblog via Google, and found that
it is truly informative. I am going to watch out for
brussels. I will appreciate if you proceed this in future.
A lot of people will likely be benefited from your writing.
Cheers!

Feel free to visit my homepage :: udea.edu.co: http://ayura.udea.edu.co/mediawiki/index.php/Usuario:AlbaYewen04934
Цитировать
 
 
0 #35 Lon 08.11.2017 08:01
If you are going for most excellent contents like me, simply pay a visit this web site
everyday as it presents quality contents, thanks

Feel free to surf to my web site :: бланк отчет о финансовых результатах бланк 2014: https://coragonon1979.tumblr.com/post/166340425572
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить